Отдел международных связей

Совместный европейский проект TEMPUS IV

TEMPUS1

Дневник проекта

Инклюзивное образование в интересах устойчивого развития общества
Опубликовано 06.05.2015

 21 апреля 2016 в рамках XXIII Международной студенческой научно-практической конференции «От идеи – к инновации» в УО Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина состоялся круглый стол, на котором были обсуждены вопросы инклюзивного образования.

В работе круглого стола приняли участие представители администрации, преподаватели и студенты 1-5 курсов университета, а также ученые из Российской Федерации (ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Глазовский педагогический институт им. В.Г. Короленко»). Ранее  Скрябина Дарья Юрьевна, представляющаяФГБОУ ВПО «Глазовский педагогический институт им. В.Г. Короленко», канд. пед. наук, доцент, выступила на пленарном заседании конференции с докладом, посвященном организации инклюзивного образовательного процесса в МОУ СОШ № 5 г. Глазова.С докладом, посвященном ходу реализации проекта международной технической помощи «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования  в среде многообразия», выступил проректор по учебной работе Лебедев Н.А., который отметил, что в учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» разработан и реализуется «План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования на юго-востоке Белорусского Полесья».Информацию о содержании Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития Республики Беларусь представила старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии, магистр пед. наук, заместитель директора компетентностного центра инклюзивного образования УО МГПУ им. И.П. Шамякина Жлудова Н.С. Наталия Семеновна в своём докладе акцентировала внимание участников круглого стола на следующих важнейших событиях. В Республике Беларусь утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития (приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.07.2015 № 608).Вышел Указ Президента Республики Беларусь от 24  сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов». В Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития заявлено о широком понимании инклюзивного образования, о распространении его в отношении всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем констатируется, что система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, поэтому наиболее актуальным инклюзивное образование является для лиц с особенностями психофизического развития, что обусловлено следующими факторами: значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития; продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институционализация; наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования; обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.Инклюзивное образование не рассматривается как особый вид или уровень образования, это новая организация образовательного процесса. Инклюзивное образование осуществляется на всех уровнях основного и дополнительного образования. Важным является то, что для каждого обучающегося создаются необходимые условия и все обучающиеся учатся вместе. В Концепции отмечается, что инклюзивное образование не является единственно возможной организацией получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития. В сущности, это увеличение количества возможностей для получения образования, расширение права выбора. Сегодня оно существует и развивается параллельно с функционированием учреждений специального образования, интегрированным обучением и воспитанием.В Концепции дано определение ряда терминов, имеющих значение для развития инклюзивного образования: адаптивная образовательная среда, класс инклюзивного образования, группа инклюзивного образования, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования) и др. В Концепции инклюзивное образование определяется как «обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся».Реализация Концепции рассчитана на 2015-2020 годы. Предполагается, что будут обеспечены равные права в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся; повысится качество образования и качество жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации; максимально возможно будут включены обучающиеся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования; будет сформирована толерантность в образовательной среде и социуме и посредством этого произойдет упрочение социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий. Произойдет ряд других преобразований, о которых заявлено в Концепции. Успешная реализация Концепции потребует значительных усилий от всех участников образовательного процесса.В ходе работы круглого стола Цырулик Н.С., старший преподаватель кафежры практической психологии и дефектологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина, магистр пед. наук раскрыла основные характеристики системы специального и инклюзивного образования г. Мозыря и Мозырского района.

Сытько И. Н., учитель-дефектолог ГУО «Специальный ясли-сад № 30 для детей с нарушениями зрения г. Мозыря», старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина в своём выступлении представила участникам семинара опыт работы по созданию адаптивной образовательной среды как условие реализации инклюзивного образования на уровне дошкольной ступени.

С текстами докладов можете ознакомиться по ссылкам:

Жлудова Н.С. (скачать доклад, презентацию)

Цырулик Н.С. (скачать доклад, презентацию)

Проректор по учебной работе                         Н.А. Лебедев

Зам. директора компетентностного центра инклюзивного образования    Н.С. Жлудова  


Актуальная тема: обучение иностранному языку

Опубликовано 11.05.2015

Одним из важных результатов реализации проекта международной технической помощи «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования  в среде многообразия», выполняемого в  УО МГПУ им. И.П. Шамякина в составе международного консорциума, стало обучение группы сотрудников университета немецкому языку на курсах внешнего языкового центра. На протяжении полугода слушатели из УО МГПУ им. И.П. Шамякина изучали немецкий язык на двух уровнях (начальном и среднем) под руководством опытного учителя Астаповой Марии Ивановны. Занятия проходили два раза неделю с использованием современных обучающих методик. После завершения занятий слушателям курсов в торжественной обстановке были вручены соответствующие сертификаты. Была отмечена важная роль знания иностранного языка в современном обществе и особенно в работе преподавателей университета, обсужден ход реализации международного проекта в университете и достигнутые результаты.

Проректор по учебной работе                         Н.А. Лебедев


Развитие личности в условиях депривации как актуальная социально-психологическая проблема

Опубликовано 22.12.2015
photo

Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребёнка с близкими людьми. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. В связи с этим возникает необходимость понимания природы детских проблем, связанных с депривацией, которая приобретает особую важность в современной психологии в контексте торможения интеллектуального и эмоционального развития ребёнка в силу нехватки социальных и сенсорных стимулов.

Особую значимость проблема развития личности в условиях депривации имеет для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Будущим специалистам необходимы знания о последствиях депривации, которые осложняют социализацию и социальную адаптацию ребёнка в обществе, при этом ребёнок теряет, присущую его возрасту не только физическую, но и психическую активность.

Основные аспекты проблемы развития личности в условиях депривации нашли своё отражение в рамках открытого лекционного занятия, проведённого заведующим кафедрой психологии и педагогики профессионального обучения Колесниченко Еленой Алексеевной со студентами технолого-биологического факультета 2 курса 1 группы, обучающихся по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Будущие социальные работники и присутствующие преподаватели физико-инженерного факультета были подробно ознакомлены с понятием депривации, её видами, формами и уровнями, особенностями психосоциального развития детей, воспитывающихся в условиях депривации. Рассмотрение понятия депривации с точки зрения отечественных и зарубежных подходов, яркое мультимедийное сопровождение, элементы проблемного обучения – всё это создавало атмосферу сотворчества и способствовало более глубокому когнитивно-эмоциональному восприятию материала лекции, а также формированию профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам в области социальной работы.

Таким образом, проблема развития личности в условиях депривации в современном мире приобретает особую значимость. Ребёнок с рождения должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты, ласки, любви, на основе стойких и глубоких эмоциональных связей с родителями. Исследование проблемы депривации даёт отправную точку для понимания условий, которые превращают человека в субъекта социальных отношений, которые приобретаются и формируются внутри отношений мать – ребёнок.


photo 1

21.12.2015 студенты филологического факультета традиционно приняли участие в новогодней благотворительной акции для воспитанников ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».Дарить тепло наших сердец детям – это призвание будущих учителей – филологов.

Ребятишки и гости праздника окунулись в атмосферу добра и любви, радости и волшебства во время представления сказки «Золушка». Каждое выступление зрители встречали бурными аплодисментами и радостными улыбками. Волонтеры факультета Синицкая Илона, Латышев Кирилл, Карпова Ксения, Максименко Алена, Носов Виктор, Шаврей Алина, Каноплич Мария поздравили всех присутствующих с Новым Годом и Рождеством и вручили новогодние подарки воспитанникам центра – Липскому Даниилу, Кравченко Светлане, Бамбиза Сергею, Савицкому Дмитрию, Реут Марии.

С Новым Годом, друзья!

12 ноября 2015  на совещании при ректоре университета с докладом о реализации проекта международной технической помощи «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия» выступил проректор по учебной работе, координатор проекта Н.А. Лебедев

В ходе выступления Н.А. Лебедев сообщил о проделанной работе по реализации проекта: разработке анкет и изучении образовательных потребностей обучающихся различных гетерогенных групп на юго-востоке Белорусского Полесья, созданию учебно-методических материалов, подготовке большого количества публикаций по данной проблематике, проведению семинаров и других мероприятий.


30 января 2015 г. 

На базе учебного корпуса №3 прошел научно-методический семинар“Инклюзивные тенденции в системе специального образования”, подготовленный кафедрой практической психологии и дефектологии.

   В работе семинара приняли участие администрация и слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, преподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования, представители Мозырского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, средней школы №10 г. Мозыря.

   Открыла семинар Иванова Л. Н., заведующая кафедрой практической психологии и дефектологии, кандидат психологических наук, доцент, которая в приветственном слове отметила, что инклюзивное образование входит в теорию и практику системы образования Республики Беларусь. В этой связи появляется ряд сложных вопросов и новых задач, обсуждению которых посвящена данная встреча.

   Основные характеристики современной системы специального образования Республики Беларусь раскрыла Михайлова Е. Н. (скачать доклад, презентацию),старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии.  Шаринец Н. С. (скачать доклад, презентацию), старший преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, заместитель директора компетентностного  центра инклюзивного образования, магистр педагогических наук, охарактеризовала  образовательные потребности детей с ОПФР юго-востока белорусского Полесья. Заместитель директора по УВР государственного учреждения образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Хомутовская Л. А. (скачать доклад, презентацию) выступила с обзором современного состояния образовательной интеграции в учреждениях образования Мозырского района. С рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР, выступила Сулим Н. С. (скачать доклад), старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии, магистр педагогических наук.

   Завершился семинар круглым столом, в ходе которого участники семинара обменялись мнениями о путях совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в условиях образовательной интеграции.

Смотреть фото 
25 ноября 2014 г. 

Информационное письмо Скачать

Стратегии многообразия в немецких школах и университетах (на примере школы и университета земли Бремен)
Лебедев Николай Александрович (Читать докладСкачать презентацию)

Современное состояние образовательной интеграции в учреждениях образования Мозырского района
Перженица Лариса Викторовна (Скачать доклад )

Образовательные и социальные потребности студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на юго-востоке белорусского Полесья
Шаринец Наталия Семёновна (Скачать доклад, скачать презентацию)

Образовательные потребности одаренных детей на юго-востоке белорусского Полесья
Карпович Ирина Александровна (Скачать доклад )

Пути профилактики социальной дезадаптации подростков в условиях многообразия образовательной среды
Журлова Ирина Владимировна (Скачать доклад )

Смотреть фото 

5 мая 2014 г. 

На базе УО МГПУ им. И.П. Шамякина проведено анкетирование одаренных студентов с целью выявления их особых потребностей  

5.05.2014 на базе УО МГПУ им. И.П. Шамякина проводилось анкетирование одаренных студентов с целью выявления их особых потребностей (рис. 1 и 2).

Рисунок 1 – За работой в аудитории № 204 (5 мая, 2014)

Студенты в полной степени оценили компьютерное анкетирование (рис. 2), которое по сравнению с традиционным, существенно упрощает как само анкетирование, так и обработку результатов. Кроме всего, этот способ анкетирования позволяет экономить трудовые и материальные ресурсы.

 

Рисунок 2 –  «И хорошее настроение не покинет больше нас» (5 мая, 2014)

В разработке анкет приняли участие специалисты в области психологии и педагогики из учреждений образования различных стран, в том числе и из нашего университета (зав. кафедрой практической психологии и дефектологии Иванова Л.Н., старший преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Шаринец Н.С., старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии Карпович И.А. и др.). Проектная команда Санкт-Петербургской академии постдипломного образования обработала все предложенные варианты и составила единую базовую анкету, пригодную для использования во всех университетах-партнерах.

Всего в анкетировании приняло участие 114 одаренных студентов всех факультетов УО МГПУ им. И.П. Шамякина. В ходе анкетирования получены данные, необходимые для разработки учебных модулей и тренинговых программ при подготовке педагогических кадров.

Результаты анкетирования опубликованы в форме научной статьи в журнале «Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна” (рецензируется ВАК Республики Беларусь по педагогике), а также в сборниках трудов конференций (например, в сборнике работ международной конференции «Поддержка одаренности и развитие креативности» Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, сентябрь, 2014).

Скачать



6 мая 2014 г. 

Скачать



7 мая 2014 г.